Многие проблемы, которые возникают у людей с финансами, имеют корни в далеком детстве. Что важно знать родителям, чтобы ребенок научился «дружить» с деньгами?

  • Не произносите при ребенке фраз типа «деньги – это грязь», «богатыми могут стать только жулики и воры», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве подобные  установки могут помешать ребенку стать благополучным во взрослой жизни.

  •  Дети охотно подражают родителям во всем, поэтому родители должны давать пример бережного отношения к деньгам, но без излишней «зацикленности».

  • Любое обучение эффективней, если оно проходит в игровой манере. Думаю, многие помнят, как они играли в детстве  в «магазин», используя в качестве денег листики с ближайшего дерева или в доктора, с которым тоже расплачивались «зеленью». Родители могут помочь детям сформировать  «товарно-денежные отношения» подобным образом)). Нужно поощрять такие игры и наблюдать за процессом: в случае попыток «несправедливого заработка» необходимо сразу же давать обратную связь.

  •  Целью игры может быть также попытка ребенка примерить на себя ту или иную профессию. Взрослый может рассказать, какое образование и навыки нужны для подобной специальности и на какое вознаграждение можно будет рассчитывать.

  • Распространенный вопрос родителей: «С какого возраста можно начинать говорить с ребенком о деньгах?». Согласно психоаналитической теории, в возрасте  5-6 лет  у ребенка формируется супер-эго, то есть развивается способность  устанавливать причинно-следственные связи. С этого момента он может жить не только рефлексами и инстинктами. В этом возрасте ребенку можно доверить выбор в магазине продуктов себе на завтрак. Например, ребенок может сам пытаться выбрать себе йогурт либо по цене, либо по торговой марке, либо по другим критериям, которые ему может подсказать родитель.

Ребенку постарше можно доверить роль «бухгалтера» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет, например, 1000 рублей. И если вы вышли из лимита, доверьте ему, сортировку продуктов по степени важности. Обсудите также с ребенком в магазине, что такое скидки, распродажи, кредиты.

  • Если нет конкретной идеи по поводу подарка на день рождения, то можно подарить некоторую сумму денег, которая соответствует обычно цене хорошей игрушки. И доверить ребенку самостоятельно ею распорядиться. Иногда дети так надежно прячут эти деньги, что забывают, где они их спрятали. Или начинают обвинять сиблингов (братьев или сестер), что они их украли. Именно на подобных примерах, связанных с фрустрацией,  нужно учить ребенка ответственности по отношению к финансам.

  • Хорошо поощрять детей к тому, чтобы они сами копили деньги на какую-то покупку. Именно с копилок в виде свиньи или бутылки из под шампанского зарождаются навыки инвестирования. Ребенок должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на пирожные,  зато в конце месяца купить себе новый футбольный мяч.

  • Дети наивны и доверчивы, поэтому легко могут стать жертвой обмана. Многие наверняка вспомнят, как они имели опыт неудачного обмена какой-то ценной вещи на фантик от жевательной резинки. На подобных примерах также хорошо объяснять им ценность вещей.

  • Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить и помогите сделать правильные выводы.

  • Можно познакомить детей в игровой форме с купюрами и научить их отличать подлинные купюры от фальшивых.

Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы. Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.

  • Дети часто бывают склонны к воровству или к тому, что могут без спроса брать ценные вещи для того, чтобы сделать «секретик». Такие действия необходимо сразу же пресекать, ибо попустительство способно перерасти в привычку со всеми вытекающими последствиями.

  • Некоторые психологи считают, что баловать ребенка нельзя и удовлетворять его капризы тоже не хорошо. Другие же, напротив, считают, что постоянные отказы вредят психике ребенка. Универсальных рецептов в этом отношении – не существует. Все зависит от ситуации и характера ребенка.

  • Тема карманных денег (с какого возраста давать и в каком количестве) —  также весьма деликатна.

  • Не рекомендуется платить ребенку за каждую отличную оценку или за выполнение домашних обязанностей. Лучше поощрять по итогам месяца или года нематериальными вещами – например, путешествием или походом  с друзьями в кино и т.д.

  • Для воспитания гармоничной личности, надо рассказывать детям о благотворительности, а еще лучше, показывать на примере заботу об окружающих людях, животных, природе. Например, можно рассказать ребенку, зачем нужен раздельный сбор мусора, даже дети младшего школьного возраста  это  понимают и при правильной мотивации – охотно принимают участие.

  • Нельзя посвящать детей в свои финансовые трудности, также не рекомендуется жаловаться на маленькую зарплату или упрекать ребенка в том, что «твой отец опять не платит алименты». Это может вызывать в детях чувство вины и страха. У ребенка должно быть чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

  • Иногда дети задают неудобные вопросы, типа: «Петю Иванова возят в школу на машине, почему я хожу пешком? Нельзя «обесценивать» тут же папу Иванова. Дети болтливы и эта оценка может легко дойти до ушей Иванова-старшего. Лучше поговорить с ребенком открыто о разных финансовых возможностях разных людей.

Деньги —  важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними.

Ирина Радченко

Нравится 19
Поделиться